Источник и проверка происхождения капитала


Хорошо известно, что западные стандарты обслуживания и процедуры контроля внедряются в наших банках с отставанием на год-два.

Что происходит сейчас в иностранном банке, если клиент из СНГ захотел перевести крупную сумму в другой банк?

Как правило его просят предоставить информацию о источнике происхождения капитала.  То, что средства уже 15 лет как в банке никого не смущает. Срок предоставления информации может варьироваться от банка к банку. В UK, например, это может быть одна неделя. Если документов на деньги нет - могут заморозить до получения объяснений.

Что это значит для хайнетов (владельцев состояний свыше $1 млн) из России? Если вы разбросали средства по разным банкам, вы все равно под надзором. Банки на постоянной основе отчитываются перед регулятором о крупных вкладчиках. Т. е. вас уже "посчитали".

Вполне вероятно, в недалеком будущем российских хайнетов ждет неприятный сюрприз - банки начнут массово запрашивать информацию об источнике происхождения средств при снятии или переводе с крупного вклада. Уже сейчас у них есть такая возможность в рамках ФЗ-115 и самые изобретательные банкиры пользуются этим для удержания пассивов.

Как подготовиться? 

Собрать все возможные документы о происхождении средств и обратиться к хорошим юристам, которые подготовят заранее для вас комплект необходимых документов.

Проверка происхождения капитала. Немного теории

AML-комплаенс - это направление по идентификации клиентов и рисков, связанных с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.

Год за годом, как расширяющаяся воронка торнадо, процедуры AML-комплаенса охватывают все более широкий круг субъектов (и проверяющих, и проверяемых) и хозяйственных операций. В настоящее время ни один бизнес, ни одно физическое лицо не может остаться вне системы идентификации и проверки происхождения денежных средств.

Основными инструментами ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег Financial Action Task Force – FATF) являются «40 Рекомендаций в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма» и «9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма».
В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) «40 Рекомендаций» ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами – членами ООН.

В «40 Рекомендациях» от 2012 года, обновленных в октябре 2020 года, есть ряд положений, касающихся «надлежащей проверки клиентов» (enhanced due diligence) финансовыми учреждениями:
 
• запрет финансовым учреждениям вести анонимные счета или счета, от- крытые на явно вымышленные имена;
• идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных данных;
• определение бенефициарного собственника для юридических лиц - получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента;
• получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений; 
• проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок.

ОЭСР (Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD) – международная экономическая организация, объединяющая 37 государств.

Разработанное ОЭСР Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (CRS MCAA) стало основой для глобальной системы взаимодействия национальных налоговых администраций в соответствии с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard, CRS).

В рамках Глобального форума Российская Федерация в качестве участника МСАА CRS обменивается информацией с 97 юрисдикциями, и это число регулярно растет. Цель, которую преследует каждое государство, участвующее в автоматическом обмене, – установить собственных налоговых резидентов, контролирующих счета за рубежом, и тем самым получить возможность использования этой информации в налоговом администрировании. Финансовые учреждения стран, участвующих в обмене  (банки, брокеры и т.п.), обязаны актуализировать данные о счетах нерезидентов и передавать их в налоговые органы своих стран для последующей передачи в страны, резидентами которых являются владельцы таких счетов. Такие данные включают имена и фамилии бенефициаров счетов, их налоговые номера (чтобы обеспечить идентификацию конкретных налогоплательщиков), информацию об остатках на счетах, а в некоторых случаях – об операциях, по этим счетам.

Четвертая антиотмывочная Директива ЕС 8 (Директива ЕС 2015/849) закрепила требования к так называемым «обязанным субъектам» (obliged entities), то есть к финансовым учреждениям и лицам, оказывающим профессиональные услуги (адвокатам, нотариусам и т. д.) в части идентификации и проверки благонадежности клиентов. В основном эти требования повторяют отраженные в «40 Рекомендациях» ФАТФ положения. В Директиве приведены ситуации, при которых применяются меры «надлежащей проверки», в частности, таковыми являются сделки на сумму от 15 000 евро и более.

Пятой Директивой 2018/843 установлены требования о проверке источников происхождения средств при совершении операций с криптовалютами, а также при совершении сделок с предметами искусства.

Шестая Директива ЕС 2018/1673 установила более суровые стандарты ответственности за легализацию преступных доходов, определив возможные составы правонарушений, в том числе 22 состава уголовных правонарушений.

В Вольфсбергскую группу (негосударственное объединение тринадцати крупных банков Wolfsberg Group, названное по наименованию Швейцарского замка) входят такие финансовые организации, как HSBC, Банк Сантандер, Bank of America, Барклайс, Credit Suisse, Ситигруп, Дойче Банк, Голдман Сакс, J.P. Morgan Chase, MUFG Bank, Сосьете Женераль, Standard Chartered Bank и UBS.

С развитием системы AML-комплаенса все чаще возникают ситуации, когда требуется подтверждение происхождения всего личного или семейного капитала. И инициативы Вольфсбергской группы поддерживают такой подход в сфере прайвет-банкинга (private banking - банковские услуги для VIP-клиентов).

Под личным капиталом или богатством (wealth) понимается сумма всех имущественных и неимущественных активов, которыми владеет лицо. К таким активам можно отнести недвижимость, транспортные средства, денежные средства, ценные бумаги и иные финансовые инструменты на счетах в банках и организациях финансового рынка, арт-объекты, произведения ювелирного искусства, предметы роскоши и так далее. Происхождение таких активов может быть разнообразным, а история образования личного капитала составлять многие годы.

Процедура установления источника происхождения капитала и законности его получения является одним из этапов общей проверки в рамках управления рисками и процедуры KYC (know your client – знай своего клиента), в ходе которой финансовый институт получает информацию о клиенте, необходимую для соблюдения законодательства.

В августе 2020 года Вольфсбергской группой опубликовано руководство (в виде ответов на вопросы) по процедуре проверки источника капитала. В этом документе процедура проверки источника происхождения капитала описана как «позволяющая понять, как клиент добился своего благосостояния». Она позволяет выявить степень риска незаконной деятельности и определить «белые пятна», которые необходимо либо объяснить и исключить, либо подвергнуть более тщательному контролю.

В рамках соблюдения мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами, имуществом, обязаны осуществлять контроль за операциями, проводимыми их клиентами. Эта мера закреплена в статье 7 Федерального закона РФ от 07.08.2001 года №115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ).

Под отмыванием доходов в российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, приобретенным и полученным заведомо незаконным путем (статья 3 Закона № 115-ФЗ). 

Причин для отмывания доходов может быть много: попытки скрыть источник их происхождения, создать видимость законности их получения, скрыть конечных бенефициарных владельцев и других лиц, получающих от таких доходов выгоду. 

Чтобы избежать работы с недобросовестными клиентами, организации могут запросить дополнительную информацию об источниках капитала – причем объем этой информации ничем не ограничен, и субъект проверки сам волен определить, что именно будет запрашиваться у клиента.

В соответствии со статьей 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подвергаются:

• любые сделки с движимым имуществом на сумму свыше 600.000 RUB;

• сделки купли-продажи недвижимости на сумму, равную или превышающую 3 млн RUB (либо аналогичную сумму в другой валюте);

• другие подозрительные сделки. Признаки, свидетельствующие о возможной легализации преступных доходов, установлены как Законом №115-ФЗ, так и положением Центрального банка Российской Федерации от 02.03.2012 № 375-П (далее – Положение № 375-П), с изменениями от 20.10.2020. Требующие обязательного контроля по признакам:

• запутанный или необычный характер сделки без очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

• нестандартный или необычно сложный порядок проведения расчетов, отличающийся от обычной практики;

• отказ клиента предоставить запрошенные субъектом документы и ин- формацию или предоставление информации, которую невозможно проверить;

• получение займа или выдача займа нерезиденту и т. д. (пункт 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

• дистанционное управление с одного устройства счетами различных физических лиц (при отсутствии у банка данных о близком родстве таких лиц);

• дистанционное управление с одного устройства счетами юридических лиц, расположенных в разных странах или не имеющих общего учредителя или бенефициарного владельца;

• операции с цифровыми активами;

• возврат займа, выдача которого осуществлялась наличными и т. п.

Финансовая организация вправе отказать в проведении операции, «заморозить» счета, не принять в качестве нового клиента и заявить о расторжении имеющегося договора, если сочтет приведенные доказательства неубедительными. Такие действия соответствуют рекомендациям ФАТФ, законодательству и практике большинства государств. Однако многие лица, имеющие опыт взаимодействия с комплаенс службами в различных юрисдикциях, отмечают, что российские комплаенс-офицеры часто бывают либеральнее европейских, а потому изучение нормативного регулирования и практики ЕС может быть полезно для понимания актуальных и перспективных рисков бизнеса и частного капитала.

Вольфсбергская группа выделяет три основных вида источников капитала:

1) семейные и личные – это может включать все нажитое внутри семьи богатство, наследство, подарки (от семьи и (или) супруга/партнера), полученные в результате развода объекты собственности, пенсии и другие социальные выплаты, выигрыши в лотереях и казино, антиквариат и другие объекты искусства;

2) доходы от бизнеса: заработная плата, прибыль от предпринимательской деятельности, комиссии, выплаты, выручка за продажу продуктов и оказание услуг;

2) инвестиции: ценные бумаги и доход от их продажи, наличие недвижимости и связанный с ней доход, роялти, патентные выплаты и т. д.

Подтверждение источника происхождения капитала является необходимым этапом и может потребоваться в ситуациях начала взаимодействия или совершения операций с участием:

• иностранных банков при открытии счета, проведении необычной операции или регулярном обновлении информации о владельце;

• российских банков, в том числе в отношении счетов и депозитов, открытых много лет назад;

• брокеров, инвестиционных фондов, страховых организаций;

• риелторов при совершении операций с недвижимым имуществом;

• аудиторов и юристов, сопровождающих операции по созданию юридических лиц и сделки.

Также источник происхождения капитала подлежит проверке:

• при учреждении трастовых структур или семейных фондов;

• при получении гражданства или вида на жительство;

• при операциях с криптоактивами (VCEP и CWP);

• при вынесении UWO (британский судебный приказ об обосновании источников происхождения средств на приобретение имущества).

В ходе проверки интересуются двумя основными элементами:

1) подтверждение законности непосредственно источника капитала;

2) установление реального бенефициарного владельца имущества.

Для субъектов, имеющих обязанность по проверке происхождения капитала, необходимо проверить и задокументировать:

• финансовую историю клиента, его происхождение (опыт, образование);

• историю, порядок, место и основания происхождения капитала;

• операционную активность и деятельность клиента (семьи) и ее соответствие представленной информации об источниках формирования капитала;

• связь с юрисдикциями, индустриями, лицами, имеющими высокие риски участия в преступной деятельности или легализации преступных доходов (при наличии).

Глубина проверки происхождения источника капитала может зависеть от юрисдикций клиента и субъекта, размера вовлеченного капитала, требований отдельных организаций и варьироваться от двух до двадцати лет, либо пока не будет установлена начальная «точка» происхождения актива или капитала семьи.

Проверка считается пройденной, когда все доходы документально подтверждены, их уровень соответствует размеру активов, а информация о клиенте и происхождении его активов последовательна и непротиворечива.

Ваше Комплаенс-досье как способ защиты

Комплаенс-досье представляет собой эффективный способ подготовки и защиты интересов при прохождении процедуры установления бенефициара и проверке источника происхождения семейного капитала. В оптимальном варианте он представляет собой пакет документов, объясняющих и подтверждающих историю происхождения всех составляющих благосостояния семьи.

Как уже было указано, глубина проверки может варьироваться в зависимости от субъекта проверки, юрисдикции и ситуации, а невозможность оперативно представить подтверждающие документы, нежелание или «неготовность» клиента к активному сотрудничеству с комплаенс-службами субъекта проверки могут являться самостоятельными или дополнительными фак- торами, вызывающими сомнения в добросовестности клиента и законном характере происхождения капитала. Именно поэтому наличие заранее подготовленного комплаенс-досье может быть крайне полезным и даже решающим для сохранения финансовой репутации. Ввиду этого рекомендуется составлять полное досье на источники происхождения капитала заранее, при этом его глубина и степень проработки должны быть максимально возможными.

В настоящее время особую важность приобретает происхождение не только капитала клиента, но благосостояния семьи

Если до 2010 года средства, полученные в рамках наследования или развода, могли стать новой «точкой отсчета» в истории происхождения капитала, а предшествующая история его формирования не имела существенного значения (за исключением случаев преступной деятельности бывшего супруга/наследодателя, подтвержденных решением суда), то в настоящее время необходимо быть готовым подтверждать происхождение семейного капитала в том числе в отношении предыдущих поколений. 

Несколько базовых рекомендаций:

• документировать источники происхождения капитала на максимально возможную историческую глубину;

• восстановить утраченные подтверждающие документы;

• заранее создавать полное комплаенс-досье;

• систематизировать и организовать хранение всех документов.


Статья подготовлена с использованием материалов Кукла М.Е., кандидата юридических наук