Сколько должен стоить (новый или б/у) автомобиль и сколько нужно на него тратить в месяц?

Мои рекомендации по владению автомобилем следующие:

• Стоимость автомобиля не должна превышать 40% годового семейного дохода (5 зарплат)
• Сумма всех расходов, без кредита, не должна превышать 10% чистого дохода
• Сумма всех расходов, с кредитом, не должна превышать 20% чистого дохода
• Срок кредита не должен превышать 3 года (лучше вообще не брать кредит, никакой. Нежелательно покупать авто в лизинг, это очень невыгодно)



Данные рекомендации — это ориентиры, выведенные моим собственным опытным путем владения несколькими новыми и б/ушными автомобилями, а также рекомендуемые, с небольшими отличиями, мировыми финансовыми консультантами.

Цифры здесь и далее рекомендательные, ориентировочные и служат для формирования общих подходов, курс взят из расчета 2,6 BYN за 1$.

Почему не более 40% от годового дохода (примерно 5 зарплат)?

Давайте, для примера, возьмем доход на семью в 2600 BYN в месяц.
Если следовать рекомендации, то условная семья Кухарчик с доходом в 2600 BYN (по 500 $ у мужа и жены, если каждый получает по 1300 BYN), не должна тратить на покупку автомобиля более 4800 $ (12 480 BYN).
Цены на автомобили несколько устарели:

Рекомендуемая стоимость автомобиля


Неожиданный для многих вывод.

Если следовать рациональному расходованию семейного (личного) бюджета, то:


1. Новый недорогой автомобиль, например, Lada Vesta (12000 $) или Kia Rio, Hyundai Accent, Renault Logan Stepway (12000 $), может позволить себе семья с общим доходом не менее 2000 $ в месяц!!! Да, да, по 2 600 BYN у мужа и жены, итого 5200 BYN.


2. Для покупки новых Volksawagen Polo, Geely (стоимостью около 17000 $) каждый из супругов должен получать около 5000 BYN, итого 3800 $ в месяц на семью. Если меньше, то новый автомобиль в такой ценовой категории для вас будет дорогим с точки зрения рациональности и экономного расходования личных средств.


Но… Человек не всегда рационален, он не просчитывает свои дорогостоящие траты (жилье, автомобиль, путевки, и часто все в кредит) и их экономическую пользу. Чтобы изменить свое мироощущение и образ мыслей, задуматься, взять в руки калькулятор вы и дочитаете эту статью до конца (ну или не дочитаете). Возможно и изучите мои мысли (подходы к деньгам) на других страницах сайта, надеюсь будет полезно и я стучал по клавиатуре не зря.

Большинство смотрящих на эту табличку скажет: «Я хочу новую тачку, и я куплю. Я что не зарабатываю. Возьму в кредит, или лизинг, вот мой сосед, кум, брат, сват, взял и доволен, я что хуже, я должен лучше выглядеть на дороге, перед пацанами на работе, какая Веста, я ж не пенсионер. Да и девчонки жена будет довольна, не в лягушонка в коробчонке везу. Бэшачку хочу или Ауди, Тойота не торт тот шик…».

В ТОПе самых продаваемых новых автомобилей в Беларуси в 2020 году – LADA Vesta (4632 авто). На втором месте оказался Volksawagen Polo — 4214 шт., спрос на который вырос благодаря появлению нового поколения (да и цена скакнула прилично тоже). Замкнул тройку лидеров Geely Atlas — 3236 авто (особые условиями кредитования, льготный период до 3-х лет – не смотря на это, не советую любой кредит, даже льготный).


Топ продаж легковых автомобилей в РБ за 2020 год

Продажи по маркам автомобилей в РБ 

Значит ли моя табличка, что нужно покупать Lada или Geely?))))

Можно купить и Ладу, а можно купить хороший, б/ушный иностранный автомобиль (2-3-4-летний), в хорошем/отличном состоянии (который нужно обязательно досконально проверять на СТО, лучше со «своим» специалистом), с одним владельцем в истории и с небольшим пробегом.

Так что же взять новую «бюджетку» (10-12 000 $) или на эту сумму автомобиль б/у?

Важно, чтобы при такой стоимости автомобиля, расходы на его содержание, страховки, ремонт, запчасти и другие расходы, не считая расходов по автокредиту (если он есть), не должны превышать 10-15% от чистого дохода семьи — (это вторая рекомендация. см. ниже).

Финансовыми консультантами на Западе широко используется «Правило 20/4/10»:

• первоначальный взнос — минимум 20% (лучше больше);
• срок автокредита — не более 4-х лет (лучше меньше, я рекомендую не более 3-х лет);
• расходы на автомобиль, включая расходы по кредиту, не превышают 10% дохода.

Но в отечественном варианте это Правило, учитывая высокие ставки по нашим кредитам, лучше сделать как «20/3/20»:

• первоначальный взнос — минимум 20% (лучше больше);
• срок автокредита — не более 3-х лет (лучше меньше);
• расходы на автомобиль, включая расходы по кредиту, не должны превышать 20% «чистого» дохода (т.е. з/п «на руки», после уплаты налогов).

Если вы поступаете по-другому, то это наносит серьезный урон вашему семейному бюджету и не соответствует грамотному распределению личных средств. Мы часто не считаем свои траты, не знаем, как и для чего это делать.

Для чего вы читаете эту статью?

Для сведения или для того, чтобы привести в порядок свои финансы и эффективно ими управлять? Это важно. Просто прочитать и забыть или сделать выводы и поступить более разумно? Я надеюсь на второе.

Автомобиль для белоруса – это священная корова (хорошо, что молодое поколение мыслит уже иначе). Корни трепетного отношения и любви к своему железному коню идут из СССР, когда это было престижно, недосягаемо для большинства, и жизненно необходимо – ездить каждые выходные к родителям в деревню. Свой автомобиль – это свое отельное маленькое жизненное пространство, квартиру еще одну купить или побольше очень трудно, соседи завидуют, а в гаражах своя «параллельная» жизнь для настоящих мужиков – отдушина от маленьких квартир с кухней 6 м. и надоедливой (тещей) женой. Автомобиль, квартира, жена были одни и на всю жизнь. Трепетно делали антикоррозийную обработку днища «Жигулей» и были уверены, что будут ездить на нем вечно, ну лет 20 точно.

Вторая причина не превышать лимит в 5 зарплат

Новый авто теряет 10-20% от своей стоимости, как только пересекает ворота автосалона! Далее, в течение 3-5 лет, он потеряет еще от 30 до 40% стоимости. Т.е. за 3-5 лет владения автомобилем, он теряет до 40 % стоимости. Отличная «инвестиция»! Эту цифру важно понимать, т.к. через некоторое время вам придется продавать автомобиль и покупать новый. Б/ушные автомобили теряют в среднем по 7-10% стоимости в год, в зависимости от модели, года выпуска, пробега и пр.

К чему я это? К тому, что считается неразумным вкладывать деньги в то, что так сильно теряет свою стоимость.

По американской статистике, средний американский долларовый миллионер владеет б/ушным, а не новым авто!!! 6 из 10 этих миллионеров владеют не Mercedes, BMW или Lexus, а рядовыми моделями Honda, Toyota и Ford. 87% миллионеров никогда не брали машину в кредит, даже когда еще не были миллионерами. Так поступают самые образованные и богатые люди Америки. Интересно, что 8 из 10 автомобилей класса люкс, на дорогах Америки, принадлежат не миллионерам. А так поступают не самые умные люди Америки)).

Третья причина не превышать лимит в 40%

Если вы покупаете машину в кредит, то именно такой уровень стоимости, при кредите на 3-4 года с первоначальным взносом, скажем, в 20%, не позволит платежам по кредиту превышать 10-15% (это третья рекомендация. см. ниже).

Однако сколько процентов своих заработанных денег, т.е. своей жизни, вы готовы вкладывать в то, что теряет свою стоимость — решать вам!

Четвертая причина — стоимость потерянных возможностей

В финансах это называют Opportunity Cost – упущенная выгода (прибыль, доход) в результате выбора одного из вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Чем больше вы потратите на автомобиль, тем больше денег вы будете терять (амортизация, обслуживание, страховки и т.д.). Часть этих денег (если купить автомобиль по карману) можно было бы вкладывать в доходные инструменты. Именно эта возможность заработать деньги и будет потеряна.
Ежемесячно сэкономленные на автомобиле и инвестированные в доходные инструменты 100$, обеспечат вас к пенсии приличным доходом, в зависимости от вашего возраста на данный момент! Например, ежемесячно инвестированные 100$ на протяжении 30 лет (сумма всех пополнений 36000 $) с доходностью 5 % годовых и с учетом сложных процентов могут дать доход 45885 $, итого к пенсии себе соберете 81985 $. Неплохая прибавка!

Это, так, к сведению)


Расходы на авто не должны превышать 10% чистого дохода

При в этом под авторасходами понимается:

  • расходы на бензин
  • тех. обслуживание
  • расходы на ремонт и запчасти
  • расходы на страховку (обычная и Каско)
  • дорожный налог
  • расходы на зимнюю резину, штрафы
  • стоянка, парковка, мойка и др.

Важно! Амортизация и расходы по автокредиту в данный лимит не входит!

Почему 10%? Опять же это общеизвестная рекомендация, рекомендуемая различными финансовыми гуру и мною лично.  А 10 потому, что помимо расходов на автомобиль есть и другие, важные расходы: расходы на автокредит, на питание, на жилье (аренда или ипотека) и коммуналку, на одежду, на медицину, на детей, на лайфстайл и пр. И для каждого расхода существуют свои нормативы. Я допускаю увеличение данной величины до 15%, но при отсутствии автокредита!

Сумма всех ежемесячных расходов на авто, с кредитом, не должна превышать 20% дохода семьи (при этом общая сумма всех! кредитов и долгов – не более 25 %)

Почему 20? Объяснение такое же, как и в предыдущем пункте. Если честно и 20% много! Т.к. это значит, что автомобиль владеет 1/5-той вашей жизни, вашего времени, ваших возможностей. Это не мало!

Лимит расходов на автомобиль


Посчитаем (расчет приблизительный. Цены устарели, ставки и суммы в банке будут другими!:

1. Новый Kia Rio, Hyundai Accent, Renault Logan Stepway (12000 $), надо 31200 BYN (курс 2,6 BYN за $).
Берем кредит на 3 года под 23%. (Кредитование у банков-партнеров может быть чуть ниже – около 20%)
Предположим есть деньги на первый взнос (по нашему Правилу необходимо не менее 20%) 6240 р.
Сумма кредита 24960 р.
Общая сумма выплат 34783 р.
Процент переплат 39 %
Переплата за пользование чужими деньгами (% банку) 9823 р.
Калькулятор на сайте.

Ежемесячный платеж 36 месяцев по 966 BYN. Итого банку вы оплатите около 3700 $ процентами (если курс не изменится, а на девальвацию я бы не надеялся), да, почти 30 % от "тела" кредита, почти треть авто «подарили» банку.

И это, если следовать западным экономистам, должны делать семьи с доходом от 2 000 $ в месяц, т.е. не меньше 2600 BYN у мужа и у жены, у каждого. Если меньше доход, то и новый автомобиль за 12 000 $ для вас дорогое приобретение.

2. Новый Volksawagen Polo (около 17000 $), надо 44200 BYN
Берем кредит на 3 года под 23%. (Кредитование у банков-партнеров может быть чуть ниже – около 20%)
Предположим есть деньги на первый взнос (по нашему Правилу необходимо не менее 20%) 8840 р.
Сумма кредита 35360 р.
Общая сумма выплат 49275 р.
Процент переплат 39%
Переплата за пользование чужими деньгами (% банку) 17 394 р.
Калькулятор на сайте.

Ежемесячный платеж 36 месяцев по 1368 BYN. Кто может позволить себе такой кредит на такой автомобиль согласно норме, до 20% от з/п? Семьи с доходом от 6840 BYN (2600 $) в месяц. И это не самые дорогие новые автомобили в белорусских автосалонах.

Желающие приобрести в салоне новые Тойоту, Сузуки, Мазду, Опель (около 60000 BYN) должны иметь доход на семью 12500 BYN в месяц (150000 BYN или 57700 $ в год) – если следовать правилу 40 % годового дохода тратим на тачку.

Ну а любители «нулёвых» Мерседесов, БМВ, Вольво, Ауди (около 80000 BYN) я, надеюсь, получают по 200000 BYN в год, соответственно, 16666 BYN (6400$) в месяц. Семья айтишников, например.

Конечно многие скажут: «Я накопил на первый взнос. Остальное доберу кредитом, главное – заветная цель!»

Однако, после того как купите автомобиль траты будут расти, готовы ли вы к этому? Позволяет ли ваш доход?

Но, ребята, не спешите. Дочитайте мою статью и других до конца, возьмите в руки калькулятор и мозги, прежде чем подписывать кредитный договор. Еще хуже договор лизинга. Вас могут заманить «низкой» лизинговой ставкой 9-11% годовых, не ведитесь на красивые слова от продающих вам свой финансовый дорогой (очень дорогой) продукт.

Почитайте еще умных людей, посоветуйтесь с успешными друзьями в вашем окружении.

Мне нравится, как компания Арсагера (РФ) изложила подход к покупке автомобиля в своей главе «Пенсия или автомобиль». Читаем, думаем, следует ли следовать советам бывалых. Или «я сам все знаю».

По статистике почти половина работающих белорусов (48 %) получает за свой труд на руки «чистыми» меньше 860 BYN, а каждый третий – меньше 700 BYN. Относительно высоким уровнем оплаты труда (более 2000 BYN в месяц) может похвастать только 11% работающих белорусов, более 5000 BYN в месяц, – 1,4%.

Выводы:

Наиболее оптимально и рационально, это когда стоимость приобретаемого автомобиля не превышает 40% «чистого» годового дохода вашей семьи (максимум – годовой доход).

Эта величина включает стоимость автомобиля и дополнительного оборудования, расходы на сделку (регистрация, справка-счет, постановка на учет и пр.), зимнюю резину, сигнализацию, «обвесы» и тюнинг, единовременные расходы по кредиту – в общем, все единовременные, первоначальные расходы. При таком уровне стоимости авто, расходы на его содержание (страховки, ремонты и пр.) будут примерно равны 10-15% чистого дохода вашей семьи, а в случае наличия автокредита, расходы по
кредиту также будут на приемлемом уровне.

Пример: Чистый ежемесячный доход («на руки») вашей семьи составляет 2 600 BYN (1000 $). Это значит, что оптимальная стоимость автомобиля составит 2600 х 12 мес. х 40% = 12480 BYN (4 800 $).

Цифру 40 % (5 зарплат) можно считать оптимальной (на Западе советуют оценивать свой будущий авто в 3 зарплаты, но там и доход повыше), но при большом желании лимит на покупку авто можно увеличить до 6-12 зарплат.

Соответственно на нашу семью Смирновых в примере выше, крайний предел стоимости покупки «железного коня» - это ее годовой доход 12 000 $. Если же не прислушиваться к рекомендациям в этой статье и приобретать автомобиль стоимостью 2-3 ваших годовых дохода – это совершать необдуманную и «токсичную» для семьи покупку, ставящую под угрозу дальнейшее материальное благополучие.

Ежемесячные расходы на автомобиль не должны превышать 10% вашего семейного дохода, если у вас нет автокредита и 20% если кредит есть.

Если ваш автомобиль требует больше денег – этот автомобиль «токсичен», и от него нужно либо избавляться, либо пытаться привести расходы к норме. Как посчитать расходы на автомобиль: бензин, ТО и обслуживание, мойка, паркинг, платеж по кредиту, штрафы, запчасти и ремонт, автостраховка и др.?

Общая долговая нагрузка на семью (все кредиты и долги: авто, кредитки, ипотека, «Халва», овердрафт, родственникам) не должна превышать 25 % от чистого дохода.

Банкиры считают нормальным, когда сумма ваших платежей по кредитам не превышает 40 % дохода. Но такой уровень кредитов не учитывает множества обстоятельств, которые происходят в жизни человека (потеря работы и доходов, болезнь или смерть близких людей, другие чрезвычайные ситуации). Моя рекомендация, проверенная временем и опытом — не допускать долги более 25% чистого дохода. Если больше, ваша семья будет находиться в нестабильном и рискованном положении, а автомобиль будет токсичным пассивом, тянущим деньги.

Срок автокредита не должен превышать срока использования автомобиля до его продажи

В любом случае, он не должен превышать 5 лет. При 5-летнем кредите, со ставкой 15% годовых (сейчас ставки 16-17% и выше), вы заплатите банку около 40 % в качестве процентов. При этом, стоимость автомобиля за 5 лет, по статистике, упадет на 30-40 %. В итоге, вы заплатите почти полторы цены за то, что в конце срока будет стоить половину цены! Оптимальный срок кредита – 3 года. ЗаплАтите меньше процентов банку и продадите автомобиль за более высокую цену.

Общая сумма автокредита не должна превышать 30 % годового (4-х месячного) дохода вашей семьи

При такой сумме кредита (при ставке по кредиту около 15%), платежи по кредиту будут примерно равны 10% от вашего чистого дохода. Но, что более важно, автомобиль не будет «сжирать» огромную часть дохода вашей семьи.

При годовом семейном доходе семьи Кухарчик в 3200 BYN (12000 $, по 1300 BYN на чел.), максимальный кредит, который ей лучше взять (по ставке 15%) 9360 BYN ( 600 х 12 мес. х 30 %).

Процентная ставка

15 % и выше — это грабительская процентная ставка по кредиту, но мы живем в странах, в которых живем и имеем то, что имеем. Знаю из опыта многих людей и своего, что на машину, по крайней мере, большую ее часть, можно накопить – придется немного подождать и дисциплинированно выполнять ряд действий (откладывать, от чего-то отказываться и пр.). Если без кредита не обойтись, то желательно погашать его бОльшими платежами, чем по графику платежей и этим сокращать срок кредита (но не все банки и лизингодатели это разрешают по условиям договора, при его подписании уточните возможность досрочного погашения кредита).

Амортизация

Новый авто теряет 10-20% от своей стоимости, как только пересекает границу автосалона. Далее, в течение 3-4 лет, он потеряет еще от 30 до 40% стоимости. Эту цифру важно понимать, т.к. через некоторое время вам придется продавать автомобиль.
Если хотите менять авто каждые три года – хорошо прикиньте, сколько будет стоить ваш автомобиль через 3 года (информацию можно легко найти в интернете), какой на нем будет висеть кредит и сколько примерно будет стоить новый авто и связанные с ним расходы.

Важно обращать внимание не только на стоимость автомобиля, но и на дополнительные затраты, которые вы понесете при покупке, и далее, ежемесячно. Выбирая автомобиль эмоциями, а не на основе цифр, вы переплатите тысячи рублей за время владения. Это те деньги, которые вы могли бы потратить на путешествия, свое образование и развитие детей, здоровье и другие, гораздо более важные, чем автомобиль, вещи.

EXEL калькулятор расходов на автомобиль

Cкачать EXCEL калькулятор

(ссылка на Гугл Диск или ссылка на Гугл Таблицы). Он позволяет  посчитать Ваши индивидуальные расходы на содержание уже имеющегося или планируемого к покупке автомобиля.

Как сохранить Excel-файл из Гугл-таблиц

Нажимаете в Гугл-Таблицах "Файл" → "Скачать" → "Microsoft Excel" → "Разрешить редактирование"
или
"Файл" → "Создать копию" → "Скопировать"

👉 Статьи в тему:

✧ Пенсия или автомобиль. Текст+аудио

***
Юрий Николаевич, экономист, финансовый консультант, автор блога
AssetAllocation.by сайт
«Личные финансы» Телеграм-канал

***
поделись с друзьями ссылкой

При подготовке статьи частично использованы материалы за авторством Тимура Мазаева MoneyPapa.ru